добавить сообщение

Атраш (06-01-17,16:08).

Ва алейкум ассалам, Женис. Всё понял, брат. Тебя тоже с праздником и спасибо за хорошие слова и пожелания. Все шиназцы, да и вообще рутульцы, очень гостепреимный народ. Так что, всегда рады твоему приезду. Охоту на кабанов у нас не обещаю, но по зайцам пострелять можно. Если не ошибаюсь, Магомед летом приезжал в село, мне не удалось с ним увидеться. Получал от него подарок с Казахстана. Ему тоже спасибо. Постараюсь в в скором будущем обновить сайт, добавлю новые фотографии и видео.


Женис Касумов(татарин) (06-01-17,16:08).

Салам алейкум Атраш. С новым годом тебя, видел ваши фотографии где вы с отцом. Магомед много расказывал о вашем отце, привет ему передайте. Извини, приехать в Шиназ не получилось у меня но в Казахстан я к Маге попал наконец. Я тебе скажу отдохнул я на славу, на спиртное смотреть больше не могу, я помню только первые два дня. На охоту ездили в степь, дичь настреляли ну и патом все и началось. В обшем ты понял. А этому волчаре хоть бы что, он еше умудрялся на работу сходить, мы собирались приехать в Шиназ на новый год. Мага еше день рождение собирался отметить, но у него с работой не получилось .Но не беда скоро все равно приедем у нас обший друг есть в Кизляре на кабанов охоту обешал, так что жди .Всем шиназцам привет от меня и от моей семьи


Атраш (14-09-16,16:08).

Уважаемые земляки и посетители сайта! По решению молодежи нашего села, проживающих в Дагестане и за ее пределами, организован сбор пожертвований денег на реконструкцию древнего минарета в с. Шиназ. Все подробности на официальном сайте перейти на сайт


Сергей (11-07-16,18:08).

Кто знает о судьбе Алимова Кадира Бабаевича? Скиньте хотябы смс. Или позвоните +79217231754.Э то мой отец, хотелось бы узнать о его судьбе. Спасибо.


Атраш (17-04-16,22:08).

Ва алейкум салам, к.к.м. Добавил несколько роликов про молотьбу, обработку шкур и т.д., которые раньше тут были. Правда качество не очень хорошее, сьемки 1996 года.


к.к.м. (03-03-16,22:55).

салам алейкум. закинь видео про то как измельчают зерно


Атраш (25-01-16,22:08).

Ва алейкум салам. Если честно, желания заниматься сайтом и времени не очень хватает. Нужно разнообразить сайт, идей много.


Мухаммад (25-01-16,14:47).

Ас саламу алейкум! Атраш если возможно выложи побольше видео про село, было бы интересно узнать как живут шиназцы, каким ремеслом занимаются и т.д.; интервью с жителями, у которых сохранились какие нибудь старые предметы, фото связанные с историей села.


Ahmad (31-10-15,00:59).

Неправильно называть эту группу народов лезгинскими народами. То что лезгин сегодня больше по численности чем рутульцев, совсем не означает что рутульцы произошли от лезгин. Нет ни одного доказательства того что лезгины в период Кавказской Албании были более многочисленным народом или имели какое либо другое превосходство над остальными народами.


Рутулец (30-10-15,19:04).

Слово «ихрекцы» не говорит о национальности человека. В Ихреке могут жить , к примеру, лакцы и они тоже будут тогда называться «ихрекцами».

Происхождение рутульцев как самостоятельного этноса связано с распадом Кавказской Албании , что привело к ассимиляции лезгинских народов и появлению независимых этнических территорий , и образованию таких самостоятельных разных языков, как рутульский, агульский, цахурский и т.д. со своими особенностями, бытом и культурой. Это естественный этносоциальный процесс и русская политика тут совершенно не причем .

А что касается политики «разделяй и властвуй», то она актуальна на все времена. Если нас разделяют и стравливают друг на друга, то в этом виноваты прежде всего мы сами, а не пресловутый Кремль. Так что, не разделяйтесь, товарищи! Называйте себя рутульцами, а не «ихрецами», «хновцами», «шиназцами» и т.д.


Ихрекский хулиган (28-10-15,11:27).

Мои предки не называли себя "рутульцами" (при всем уважении жителям села Рутул). По-поводу черкесов, русские их давно раздробили на кабардинцев, адыгейцев, самих черкесов, шапсугов (даже недавно передачу показали по ТВ "Моя планета" ) и тд. Единственное что их (черкесов) спасет от русской политики дробления - это черкесккий флаг, который им нарисовал еще 19 веке шотландец. Этот зеленый флаг и консолидирует их. Теперь по-поводу чеченцев. Чеченцы потихоньку в стадии дробления. Вон, в Хасавюрте они уже себя Аккинцами называют, некоторые из них даже обижаются, что их чеченцами называют. В самой Чечне уже есть общественные организации чемберлинцев, мельхечтинцев... Так-что мой брат, согласен с тобой, что Ислам в первую очередь. Но уж политика царской России во главе с царским шпионом на Кавказе Петр Усларом сдавало свое дело, ослабила наших. Даргинцев не раздробили, хотя у них 17 языков, аварцев не раздробили а наоборот присоеденили к ним аваро- цезские народы...В общем, дай Аллах нам мудрости, чтобы вышли из рабства коварной политики Кремля.


Ahmad (19-10-15,14:23).

"Ихрекский хулиган" рутульцы так не считают и такое не пишут, сильное сомневаюсь, что ты вообще рутулец. Ни один уважающий себя рутулец не напишет что его народ искусственно придуман. Неважно назывались мы раньше рутульцами или нет, главное то что всегда были отдельным народом, мы всегда назывались мыхIабыр и всегда(как минимум 1000 лет) у нас было село Рутул. Мы всегда себя идентифицировали как отдельный этнос. Это видно из истории, из взаимоотношений с соседними народами, в том числе лезгинами. У нас с лезгинами различный менталитет, культура и генетически тоже мы сильно отличаемся и это научный факт. Никогда мы не считали себя лезгинами и не называли себя лезгинами. Если как ты говоришь ихрекцы себя не относили к рутульскому народу а говорили что они только ихрекцы и также делали жители других рутульских сел, то тогда спрашивается а почему эти «ихрекцы», «шиназцы» и другие все таки объединены в один народ (рутульцы, мыхIабыр ) и сами себя считают одним народом??? Почему тогда не появились народы – ихрекцы, шиназцы, те же рутульцы (жители села Рутул) - могли бы отделиться в отдельный народ. Почему хновцы, находясь в Ахтынсокм районе считают себя рутульцами? Почему борчинцы и хновцы живущие в Шеки(рутульское село оккупированное Азербайджаном), за много километров от Рутульского района, в другом государстве, несмотря на сильнейшую азербайджанизацию, все равно считают себя рутульцами? Я тебе скажу почему, потому-что это один народ, и если отправятся рутульцы в Китай, в Америку или в Австралию они останутся рутульцами и будут называться себя рутульцами, в крайнем случае дагестанцами, но не лезгинами.

А что касается власти в Дагестане, ты абсолютно прав в том, что действительно крупные этносы получившие власть в Дагестане пытаются максимально ограничить власть народов южного Дагестана, тем более малых народов, но дело в том, что рутульцам не нужна эта безбожная власть, нельзя мусульманину править не по законам Аллаhа, Свят Он и Велик.

Не надо здесь навязывать рутульцам эту про-лезгинскую пропаганду, что нас якобы разделили. Невозможно разделить народ просто давая названия для отдельных частей, или группируя/разделяя на бумаге. Народ так просто не разделишь. Почему тогда чеченцы не разделились? Или черкесы? С ним российская власть вела не менее ожесточенную борьбу. Ничего против лезгин не имею, но мы и они это совершенно отдельные народы.

Давай представим, что объединились народы южного Дагестана, вычеркнули свою национальную историю, культуру, обычаи и переименовали всё это в лезгинскую историю и культуру и стали все себя называть лезгинами, потом прошли выборы в Дагестане и эти новые "лезгины" получили власть, и ты думаешь после этого рутулец получит какую-то власть? или цахурец? Я тебе скажу, как будет - лезгинские кланы получат власть, потому-что лезгины проголосуют за них, а рутульцам и другим покажут кукиш. Ты что думаешь если все эти народы объединятся, то рутульцы получат власть? Нет, так не будет и лезгины будут голосовать за лезгина, а другие народы будут голосовать за своих. Некоторые рутульцы не понимают, но на самом деле это хорошо что рутулец ни разу не становился президентом в Дагестане, потому-что это позор быть рабом президента России вместо того чтобы быть рабом Всемогущего Аллаhа, позор быть марионеткой в руках Кремля и как собака на привязи делать все что эта власть прикажет, а если полаешь без приказа или тем более укусишь хозяина то пинком под зад тебя вышвырнут с твоего места и позор поддерживать таких правителей. Неужели кто-то еще в Дагестане думает что эти президенты имеют реальную власть? Это всего лишь кормушка и чтобы попасть и удержаться у этой кормушки нужно унижаться и пресмыкаться. Они могут делать только то что им разрешат в кремле. Простое доказательство этого – посмотрите как полетели со своих постов президенты, мэр, министры, депутаты и прочие чиновники. А если ты "Ихрекский хулиган" хочешь объединить людей, то призывай к объединению на Исламе, на истинном пути, который Всезнающий Аллаh выбрал для всех людей и народов.


Ихрекский хулиган (12-10-15,18:36).

Никогда мы не назывались "рутульцами". Это искусственно - придуманное название царской России, чтобы ослабить Южный Дагестан. Каждому обществу дав название села, и искусственно родственные племена Южного Дагестана раздробили на мелкие осколки. Мои предки никогда не называли себя "рутульцами". Мы называли себя Ихрекцами, а для остальных народов, мы были известны как Лезгины. Также и с остальными обществами Южного Дагестана - Рутульцы (жители села Рутула), агульцы ( жители Агул-дере), Кушанцы (Кушан-дере), Хновцы (село Хнов) и тд. Мы были родственными племенами единого народа, но русская власть раздробила нас, чтобы ослабить. И этого они добились. Для сравнения, изучайте Курдов. Внутри курдского народа 4 языка, но их ни кто не дробит. Почему? Тоже самое с аварцами, который внутри аварского народа 15 языков, также с даргинцами, где внутри даргинского народа 17 языков. Почему их не дробят российская власть? Не задумались никогда? Если вы будете изучать строение дагестанских языков, то вы четко заметите, что более близкие по понимаю языками являются языки лезгинской ветви нахско-дагестанской группы, а языки аварской и даргинской ветви более отдаленные друг от друга. Но все равно их не трогают, наоборот стараются, чтобы они не раздробились. Потому что как раздробятся, то из аварцев получится 15 отдельных народов, а из даргинцев 17. И они автоматически потеряют власть в Дагестане. А понятие "кюринцы" придумал Услар в 19 веке. Об этом он сам написал, что "ни народ себя не называет кюринцами, ни свой язык не называет кюринским. Но нам необходимо дать им условное название, и мы решили дать им название кюринцы взятая от названия села Кара-Кюра". Лишь только в одном переписи (1861) года отмечены как кюринцы, рутульцы, агульцы, цахурцы и тд ( по названием сел или областей Южного Дагестана). А до Услара ни где не найдете такие название. Так что я лично в первую очередь Ихрекец, потом Рутулец ( как выходец из Рутульского района), потом Лезгин ( так мы всегда назывались до прихода русских на Кавказ, и это наше общее название близкородственных племен Южного Дагестана и Северного Азербаджана), потом дагестанец ( как житель Дагестана ), потом Кавказец.


Атраш (07-08-15,10:43).

Спасибо всем за поздравления.


Кузиевы (07-08-15,10:42).

Заслуженная награда . Молодцы!!! Поздравляем!!! Желаем, чтоб исполнялись все намеченные ваши планы на будущее. Вы из тех людей, которые ценят и поднимают культуру народа, их быт, традиции.А это удаётся, далеко не каждому...Это очень трудоёмкий труд, поиск реальных фактов и тд. Молодцы.


Гость (30-07-15,13:11).

Поздравляю!! Мы все гордимся Вами!


Атраш (29-07-15,18:00).

26 июля 2015 г., в День Конституции РД, прошла церемония награждения лауреатов государственных премий в различных областях науки и техники, литературы, архитектуры и т.д. . Среди награжденных были и мы с отцом за книгу "Историко-эпиграфические материалы народов рутульского района". Вручение премий проходило в торжественной обстановке и приятно было, что почти все присутствующие, включая президента и других чиновников, пришли в национальных костюмах:






Атраш (03-06-15,23:03).

Ва алейкум ассалам, Джафер. По мере возможности и накопления материала буду выставлять их на сайте в соответствующих разделах.


Джафер Джамалов (03-06-15,22:21).

Салам алейкум Атраш. Давно не заходил я на страничку, т.е на сайт shinaz.ru. Сегодня зашел, дизайн ты улучшил не плохо смотрится, но можно более лучше сделать ( уверен тебе это ничего не стоит) ,и еще маленькая просьба к тебе побольше фотографий и видео роликов про Шиназ и Шиназцев добавь пожалуйста


Атраш (03-06-15,20:50).

Ва алейкум ассалам, Сиражудин. Вся информация о данной книге выложена в разделе "Культура".


Магомедов Сиражудин (03-06-15,20:29).

Салам алейкум всем землякам рутульцам. Смотрел в разделе видео интервью с Рамазановым Р.А. Скажите где можно приобрести вашу книгу "Историко-эпиграфические материалы народов рутульского района" ? Если можно, выложите содержание


Атраш (02-06-15,20:40).

Вид на горы Шалбуздаг (4142 м) и Базардюзю (4446 м) из шиназской долины:




Гость1639 (22-05-15,17:04).

Большое спасибо за такой подробный ответ Рамазан Атрашович и спасибо за то что Вы изучаете рутульскую историю и культуру! У рутульцев без прошлого, нет и будушего.


РАМАЗАН АТРАШОВИЧ (21-05-15,22:46).

Многоуважаемый ГОСТЬ! Рутульцы никогда в своей памяти не помнили и не хранили свои фамилии. Ведь в прошлом не только у рутульцев отсутствовали фамилии, но почти у всех народов по всему миру. Если взять Россию, то у русских даже в 16-17 веках функции фамилии выполняли прозвища и отчества, а также упоминание их хозяина. Лишь при Петре1 Указом от 18 июня 1719 года были введены паспорта, где указывали фамилии, имена и отчества. Как мне кажется, фамилии должны исходить от предка-основателя каждого рода, хотя иногда отдельные личности не соблюдают этих традиций: одни сохраняют родовые, а иные берут от отца по разным причинам... Важно отметить и тот факт, что в некоторых рутульских именах на первом месте стоит родовое имя (фамилия) в родительном падеже множественного числа, далее идет личное имя: КЬАБИЛАШДЫ ГЬА1ЛИ (Али из рода Кабилар). А со временем некоторые имена , именующие на своих предков, утратили свои первоначальные произношения и превратились в сложные слова: МАЛЛАРАСУЛ (Малла сын Расула). Далее в начале 20 века после установления Советской власти фамильные и личные имена, как правило, транслитерировались, и суффиксы рутульского языка заменены суффиксами русского языка -ов и -ев (Маллаев Расул)... В самом начале Вы интересовались, в каких случаях меняются окончания -ды и -шды. Суффикс -ды используют в единственном числе для обозначения личности, например, в отчестве, а -шды применяют во множественном числе для обозначения патрономии. И наконец, если рутульцы писали бы только на родном языке, то приведенный вами пример можно озвучить так - А1ЪМАД ГЬА1ДЖИ ТЕЛЬМАНДЫ-ДУХ.


Гость1639 (19-05-15,12:56).

Спасибо за Ваш ответ Рамазан Атрашович! Если вас незатруднит ответьте пожалуйста на несколько вопросов:(1)Отчего зависит (по какому правилу образуется) окончание, в одних случаях -ды, -шды, например Магомедов - Магомедды или Магомедышды? Окончание меняется в случаях названия от рода человека и от имени отца? Какое имя более приоритетное(первоочередное): по роду или по отцу?(2)Что бы сегодня написали рутульцы в своих официальных документах, если бы они писали только на рутульском языке? Как полностью было бы записано такое имя как, например, Магомедов Гаджи Тельманович, из рода Ахмеда?(3)Вы пишите что до советской власти не имелись фамилии. Но каким образом впоследствии были введены фамилии? Фамилии ведь (практически в каждом случае) отличаются от имени рода и не происходят от имени рода. Получается свои фамилии рутульцы помнили и хранили в памяти, но для конкретизации(идентификации) человека, при общении, вместо фамилии, называли род или имя отца?


РАМАЗАН АТРАШОВИЧ (18-05-15,20:51).

Уважаемый ГОСТЬ! Не только у рутульцев, но и у других народов Дагестана до Советской власти не имели фамилии. Сылались на род или на имя отца: Атрашды Рамазан, Хабишды Г1а1ли. Далее хочу поправить вашу мысль, что слово ГЬА1ДЖИ (Гаджи) не имеет никакое отношение к слову ГЬИДЖИ (Иджи), они совсем разного происхождения: ГЬА1ДЖИ означает "человек, совершивший хадж ", а ГЬИДЖИ - местного происхождения, но не арабское слово, если не учесть архаизмы. В качестве примера приведу старую фотографию с указаниями имен:






Гость1639 (18-05-15,10:54).

Ас-саламу алейкум! Кто знает как пишется фамилия человека по-рутульски, т.е. у рутульцев ведь Гаджи это Иджи, Гасан - ГIасан и т.п. И что пишут в конце фамилии вместо русского окончания "-ов" ? Может так: напр. Гаджиев(по-русски) = Иджиешды(по-рутульски)?


Саидов Мехти Гамзаевич (16-04-15,21:06).

Обращаюсь к Саидову Саиду Сейфутдиновичу, что мы узнали тебя и просим позвонить на мой номер телефона 89286704825 или на номер хозяйки 89604109355


Атраш (16-04-15,20:53).

Саид, это всё правда... Один его брат живет в селе, другой в Махачкале и третий в Калмыкии. У меня есть их адреса и телефонные номера. Напиши свою почту, я тебе отправлю (тут в открытую выставлять не хочется).


Саидов Саид Сейфутдинович 1987 г.р. (12-04-15,23:27).

Приветствую старожителей села Шиназ. Кто-либо мог бы мне сказать что-либо об уроженце села Саидове Сейфутдине Гамзаевиче (1961 г.р. (если не ошибаюсь) участника боевых действий в Афганистане имеющего награды медаль за отвагу и орден Красная Звезда, и(или) его семье родственниках... . Правда ли что он он скончался лет 10 назад)? Заранее благодарю...


Женис Касумов (01-04-15,18:35).

Спасибо Атраш! у меня нет слов, я сегодня первый раз за 20 лет на работу не пошел.Я тебя приглашаю в кафе ежик в Шиназе, 4 августа приеду с сыном и невесткой. Мага сказал самое лучшее кафе в дагестане, я вам привезу напитки собственного производства из лесных ягод как говорится закачаешся .Еше раз спасибо и привет всем шиназцам.


Атраш (31-03-15,19:06).

Ва алейкум салам, Женис. Он сейчас живет в Казахстане. Я сообщил ему в Моем Мире. Можете сами тоже написать, вот его профиль http://my.mail.ru/mail/ubul0161/


Женис Касумов (31-03-15,19:03).

Салам всем Шиназцам и Рутульцам, я не знаю с чего начать у меня просьба я случайно набрел на шиназский сайт и мне очень приятно все про вас знать скажу главное я ишу человека каторый подписался под ником убул (Магоиед)Мы сним служили на урале патом чечня нефтяной ,строй отряд про магу много можно рассказывать думаю не уместно я в лице этого человека уважаю всех шиназцев. теперь о главном большая прозьба передайте что его ишет женис (татарин)У нас где я живу на урале деревня маленькая интернет только появился .kasumov-iehis@rambler.ru моя почта.


Кузиевы (17-12-14,12:57).

Спасибо! Всё по старому... Настоящая сибирская ЗИМА вступила в свои права .


Атраш (15-12-14,23:53).

Кузиевы совсем пропали. Как поживаете, какие хабары? Идея с фильмом хорошая, но надо договориться с создателями проекта, чтоб не нарушать авторские права. Да и времени, к сожалению, в последнее время совсем не хватает на сайт .>


Кузиевы (15-12-14,23:51).

Видеофильм про Шиназ очень понравился, но еще лучше было бы, если панорама села сопровождалась бы стихами на рутульском языке с ШИНАЗСКИМ диалектом и музыкальным фоном. Атраш Рамазанович, вы бы вполне с этим заданием справились.


Атраш (11-11-14,23:42).

Из многих исторических источников известно, что вплоть до середины 11 века (до 1050 г.) Шиназский магал в союзе с хазарами вели упорную борьбу с арабскими наместниками. Трудно сказать, именно в каком году в Шиназе была построена первая мечеть (минарет). Можно лишь примерно указать конец 11-го века и начало 12-го века ( примерно от 1050г до 1150 годы). На это же время указывают и несколько куфических надписей на камнях, вмонтированных в стену минарета.

В 1668 году минарет был реставрирован после разрушительного землятрясения. Об этом написано на одном из камней, вмонтированного в стене мечети. Приведу дословный перевод: «Аллах…Во имя Аллаха Великого… В этом месте находился минарет . Он разрушился от землетрясения . Начал Кьарнай сын Кавха. Сам шиназец, а строителями были три кумухца: Магомед, Али, Вахид...» Более подробную информацию можете получить из книги "Историко-эпиграфические материалы народов рутульского района".


гость (11-11-14,22:44).

Атраш, расскажите пожалуйста конкретно про минарет


Шиназец (27-09-14,09:47).

Классное видео! Спасибо тем кто снял и тем кто рассказывал про историю села Шиназ , с огромным удовольствием посмотрел видео. Да, Шиназ в прошлом своем величии не уступал ни одному Аулу в Дагестане! мужественные и трудолюбивые люди жили в этом селе .


Атраш (23-09-14,13:06).

Посмотрите видео-передачу про наше село в разделе видео


Ahmad (21-04-13,10:00).

"Ишем плохого Лезгина или Рутулца тут?" Нет не ищем. Если ты внимательно прочитал бы то что я прежде написал, то у тебя такой вопрос не возник бы. Я считаю что кое-что сделал для своего народа и иншаАллаh сделаю еще больше. Рассказывать об этом не хочу по многим причинам, в том числе и потому что не хочу чтобы мне кто-то говорил что я хвастаюсь. Но вообще-то это и отношение к нашему разговору не имеет.


Лезгин (18-04-13,17:42).

Ахмад! Я Лезгин и горд что Лезгин, а вот ты Рутулец и у тебя своя гордость. В опшем и ты гордый и я Лезгин тоже. В чём ! Что обсуждаем то? Ишем плохого Лезгина или Рутулца тут? Лучше расскажи какую лепту ты вносиш чтоб твой народ мог гордится тобой, книги ли пишеш, Строитель который помогает развиватся району, или промышленник какой?


Ahmad (10-04-13,09:38).

"по вашему все наше взрослое население при СССР были предателями и позорниками?"
Нет конечно, как я помню у моей бабушки тоже было записано так. Но одно дело когда тебе не дают право выбирать и записывают не по твоей воли, и совсем другое дело когда ты сам себя записываешь азербайджанцем или лезгином. В то время в СССР маленькие народы (вместе с их языками) объединяли с более крупными по численности и у рутулов, цахур не спрашивали хотят они или нет. Комунисты в то время (как и масоны, сионисты и другие общечеловеческие враги в сегодняшнее время) стремились к глобализации, смещиванию народов. Они делали все чтобы уменьшить количество народов, объединяли народы, несколько нации причисляли к одной. Все это делалось для более легкого контроля над людьми, манипуляции ими. Легче управлять одним народом - однородной массой чем множеством различных народов с различными взглядами и менталитетом. Да был союз южнодагестанских народов, как например СССР, но народы были всегда разными.


Атраш (09-04-13,19:20).

Ахмад, я не считаю,например, что рутульцы в Азербайджане должны быть записаны как азербайджанцы. Вы сами ответили на свой вопрос - все это делается с указки правительства Азербайджана, там ведется очень жесткая политика по ассимиляции мелких народов и рядовому рутульцу (или закатальскому аварцу) просто не удается добиться того, чтоб у него в паспорте указали родную нацию. Но зачем уходить в Азербайджан или указывать на хновцев, когда у всех почти рутульцев до введения новых паспортов в графе национальность было написано "лезгин". И что же по вашему все наше взрослое население при СССР были предателями и позорниками? Патриотизм определяется не тем, что написано в графе "национальность".


Атраш (09-04-13,15:08).

Хновцы по национальности записаны как лезгины не потому что они себя считают лезгинами, а потому что они административно относятся к Ахтынскому району (хотя географически находятся в нашем районе). Точно также Рутульцы, проживающие на территории Азербайджана записаны как азербайджанцы. Это же не означает, что они предатели. Так что уважаемые, не хорошо передергивать слова, не задумавшись. В любом случае, кем бы они себя не считали, язык у них рутульский (борчинско-хиновский диалект).


Мурад (06-04-13,10:11).

Что-то сдаетс мне ты друг мой трололо здесь разводишь . Кажись прав кажется был твой оппонент насчет тебя).И вообще у меня такое ощущение что некоторые лезгины живут не в Дагестане в 21 в. а в Кавказской Албании в 4 в. когда народы Юждага составляли единое государство. Какое-то маниакальное желание подмять под себя табасаранцев, агулов, рутулов и цахуров , лишь для того чтобы стать вторыми по численности в Дагестане после аварцев и составлять им конкуренцию в политических баталиях за власть ,получить больше мест во властных структурах и чиновничьем аппарате.Вот и вся загадка. Еще как-то писали Деду письмо с требованием присоеденить все южные народы к лезгинам якобы несправедливо раздробленным " ярым врагом лезгин" Данияловым и признать лезгин вторым по -численности народом после аварцев.Хочется таким деятелям задать вопрос : а вы соседей своих для начала спросили, хотят они войти в состав лезгин или нет? Я ничего против опять таки лезгинского народа не имею , они такие же дагестанцы как и все мы , но отдельным представителям(причем далеко не самым умным и видным) хочется напомнить что надо уважать права других народов на самоопределение.На чужом гробу в рай не заедешь.


Расул (06-04-13,09:11).

Удивительные люди , и интересные тут вопросы . Вот скажите как мне, как Рутулец может перевоплошатся в Лезгина, или Азербаджанца, впервые я тут такое слышу, или как целое Рутульское село Хнов и Хновцы и за раз становятся Лезгинами, что то с области фантастики такое, идёт перевоплошение что-ли?


Расул (05-04-13,21:38).

Кем бы не был , оставатся прежде всего нужно человеком, и какой бы национальности ты бы не был. Тут допустим задали такой вопрос при встрече что ты рутулец или кто будеш, так что ж можно ответит такому человеку? А спрашиват про Хновцем тем более , откуда знать что думают по этому поводу Хновцы, говорите они предатели, их тоже в своё время тоже предавали меж прочим сами и свои , историю почитайте. Вопше не красиво и не к лицу спрашиват кто ты какой национальности и откуда будете, лучше бы поинторисовалися бы о здоровье спрашиваемого и как поживает и о чём думает , вот это интересно .


Ahmad (05-04-13,15:18).

Нельзя одновременно быть рутульцем и лезгином. Нужно определиться кто ты. Это два совершенно разных народа. И ненадо сюда смешивать еще и дагестанец, кавказец. Еще написал бы землянин, представитель Солнечной Системы галактики Млечный Путь. Человек, дагестанец, кавказец- это общее понятие. А рутулец, лезгин - это отдельные народы.А лезгиноязычная группа вообще тут не причем: если какому-то комунисту в безбожном советском союзе было удобно объединить все народы южного дагестана вместе с лезгинами - это не означает что мы лезгины, что рутульский язык и сами рутульцы произошли от них, что они тут главные а мы так себе и т.д. Тот кто хоть немного знает историю - понимает что рутульцы и их язык не произошли от лезгин, а были всегда отедельными. Между прочим сегодняшних лезгинов никогда лезгинами не называли - всегда во всех переписях они себя указывали как кюринцы. Так что являются ли они сами лезгинами - это еще отдельная тема разговора. Но в любом случае цахуры, рутульцы, лезгины, табасаранцы и т.д. - это отдельные народы.

Цитата:Задавая такие вопросы ты кто не Рутулец что ли , здесь что то непонятное, попахивает нациаонализмом! Мол мы хорошие и прекрасные а они не такие как мы они другие.
Ты знаешь а от тебя попахивает лезгином . Может ты лезгин, сразу лучше напиши, а то людей в заблуждение вводишь. Я же не писал что рутульцы лучше лезгин. Но при этом почему я должен относить себя к лезгинам или к какому-то другому народу на Земле. Это тоже самое если спросить у лезгина: {{- лезгины лучше азербайджанцев}}. И если лезгин ответит: {{- нет не лучше}}, то с удивлением спросить у него: {{- а почему вы не объединяетесь себя с азербайджанцами? почему вы говорите что вы отдельный народ?}}.

Если хновцы считают себя лезгинами то они для меня предатели, но я считаю что не все такие, остались и размуные хновцы. И это не означает что я недолюбливаю лезгин, причина в том что человек должен любить свой народ а не отмахиваться от него. Рутулец который говорит что он лезгин фактически отрицает существование рутульской истории, культуры и вообще чего либо рутульского, он получается считает что рутульское это не рутульское а лезгинское. Как можно таких уважать?! И эти хновцы (которые называют себя лезгинами) поступают так в основном не потому-что они чувствуют свое родство с лезгинами а потому-что им так выгодно. Доказательство этого то что эти же хновцы в Азербайджане называют себя азербайджанцами. Т.е. если у них спросить кто ты по национальности - они получается должны ответить мы азербайджанцы-рутульцы-лезгины. А если завтра часть хновцев в грузию переберется в эту тройную национальность добавятся еще грузины.Поэтому не нужно поддаваться на эти манипуляция а думать своей головой.Я рутулец и если кто-то в этом хочет убедиться то могу это подвердить.


Расул (04-04-13,21:27).

То что Хновцы обшаются меж собой на лезгинском языке это правда. А то что считают себя Лезгинами тоже правда, и оновременно и Рутульцами тоже, Лезгиноязычная группа , но при этом также они и Дагестацы, Кавказцы и Земляне тоже. Задавая такие вопросы ты кто не Рутулец что ли , здесь что то непонятное, попахивает нациаонализмом! Мол мы хорошие и прекрасные а они не такие как мы они другие.


Ahmad (04-04-13,18:37).

Недавно нашел статью: http:// rutul.etnosmi.ru/one_stat.php?id=501. В которой написано: "Хновцы в настоящее время записаны по национальности как лезгины". Неужели это правда?


Расул (14-11-12,12:40).

Мага ! А Ты говориш нужны идеи, и инвестиции для села! Идеи не приветсвуются, а от инвистиций ешё ни кто не отказывался! Там туда только и ждут чтоб инвистиции поступили, а идеи то что идеи будут!


Расул (14-11-12,12:38).

Наверняка участь угатована! А так свет вед не помешал бы нашему селу, представте нету нигде света а в Шиназе за счёт собственной ГЭС свет в домах ! Видать всю начинку внутреннюю и шурупики всё что можно унести наверняка унесли! Или всё таки там сторож Мага?


мага (13-11-12,13:53).

скорее всего бедный ГЭС тоже разделит судьбу садика и бани.


Расул (08-11-12,17:35).

Электомельница была! Кузнечная тоже! Бани и Садик, Ферма и свет в Ферму , всё пошло на смарку!


Расул (08-11-12,17:33).

Мага! Что там с ГЭСОМ Шиназским? Работаеть ли он? Или деньги отпушенные материал , труд всё на смарку! Видать ГЭС не там , и не в том месте поставили, река буйная со временем унесёт, нужно было этот ГЭС ближе назад и к озерку поставить , а воду из реки ответвлить назад , и при сильном разливе речки шлюз перекрывать!


мага (08-11-12,14:42).

нужны идеи и инвестиции .


Расул (08-11-12,14:04).

Да уж ! Прекрасная долина у Шиназцев ! Горы , чистые ручьи кругом, водопады красивые, луга альпийские, и долина и терретория приличная, но не обустроенная , а ведь можно же и красиво долину то и просторы обустроить и выгоду с этого иметь, почему не обустраиваеться вопрос? к ПОСЕТИТЕЛЯМ сайта!


Атраш (06-11-12,18:27).

Спасибо Вам большое, что так высоко оценили наш скромный труд. Нам приятно слышать такие отзывы и вдвойне приятно осознать, что принесли пользу своему народу в сохранении исторического и культурного наследия.


Гасангусейн Абдулжелилов (06-11-12,18:11).

Уважаемые Р.А. Рамазанов и А.Р.Рамазанов!

Поздравляю Вас с выходом очередной книги по изучению исторического прошлого шести коренных братских народов Рутульского района, проживающих веками в единой семье на территории Самурской долины.
Вами в новой книге «Историко-эпиграфические материалы народов Рутульского района» действительно, как учёнными - исследователями проведена гигантская работа по малоизученной теме, по истории распространения ислама в Южном Дагестане и т.д. Вы- настоящие патриоты своего Отечества.
Многонациональный народ Рутульского района Вами гордится, как исследователями-учёнными. Спасибо Вам за огромный труд. Желаю Вам крепкого здоровья, здоровья крепче рутульских гор, неиссякаемой бодрости и дальнейших творческих успехов.

Сообщаю, что консолидированным решением общественных организаций Рутульского района, Вас, за огромное усердие в благородном деле по сохранению исторической памяти народов Дагестана и многонациональной России, будем ходатайствовать к заслуженным наградам.

С уважением, Гасангусейн Абдулжелилов
с.Киче. 6 ноября 2012г.